Информация по вопросам ЖКХ для практического использования томичами

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ, ЧТО НАРУШАЮТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА?
Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться? В первую очередь в совет многоквартирного дома.
Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.
Если же в совете дома не смогли дать Вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а Вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет Вам коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.
Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто позвонить по телефону. Но при этом не теряйте критичности: да, в этих организациях работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать Вам грамотную консультацию. С другой стороны, независимым консультантом их не назовешь, поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотрудники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.
Заявление/претензию следует грамотно подготовить: указать кон-кретные требования и основания для их заявления. Помочь в этом могут сотрудники общественных организаций (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.).
Данные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства. Также они могут помочь в составлении заявлений, претензий в организации, предоставляющие услуги, жалоб в контроли-рующие органы. Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифици-рованную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.
Еще одним из вариантов «поиска истины» может стать обращение в юридические фирмы. Правда, здесь уже за помощь юристов придется платить. Не забывайте: сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней. Поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.
В любом случае, где бы Вы ни получали консультацию, просите, чтобы Вам объяснили не только то, правы Вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые Вы можете сослаться, отстаивая свои права перед коммунальщиками.
В нашей стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ. Но к ним лучше обращаться, имея хотя бы базовое понимание ситуации и сути нарушения.
Важно знать: Письменное обращение направляйте так, чтобы можно было зафиксировать факт его передачи: пошлите заказное письмо с уведомлением либо подготовьте два экземпляра и, вручив сотрудникам компании один из них, попросите их поставить на втором отметку о поступлении письма. Этот экземпляр заберите с собой

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ЖКХ
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (Томская область, город Томск, ул. Кирова д. 41, тел (факс): 8 (3822) 905-570; 8 (3822) 905-540)
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области — это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Её специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.
Координирует работу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Главный государственный жилищный инспектор РФ.
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области контролирует:

  • как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
  • как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
  • своевременно ли выполняются работы по содержанию и ремонту домов;
  • обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • соответствует ли нормам санитарное состояние помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • как дом готовится к зиме или к лету;
  • насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы и вода;
  • как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
  • как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
  • имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
  • как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
  • как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
  • имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
Если Вы понимаете, что Вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области — первый из контролирующих органов, в который Вам следует написать заявление. Форма заявления может быть произвольной, главное — четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.
Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.
Важно знать: Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ (далее - Федеральный закон № 294), действующего с 01.01.2017, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
При направлении обращения без использования средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, оно не может являться основанием для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294 проведение проверки при отсутствии оснований для её проведения является грубым нарушением установленных указанным Федеральным законом требований и влечёт за собой недействительность результатов проверки.
Таким образом, для подачи обращения в форме электронных документов потребителю необходимо пройти процедуру авторизации в единой системе идентификации и аутентификации на официальном интернет-портале https://www.gosuslugi.ru.
Ответ на свое заявление Вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.
Если сотрудники Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, Вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, Вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если Вы решитесь довести дело до конца).
Если же факт нарушения будет установлен, Вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.
Не все вопросы Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области может решить своим росчерком пера. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:
  • о ликвидации ТСЖ;
  • о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений;
  • о признании договора управления многоквартирным домом недействительным.
Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены приложением 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
За нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 23.55 Кодекса дела об административных правонарушениях, указанных в статье 7.23 Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
На территории Томской области таковым органом является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
Органы государственного жилищного надзора имеют право:
  • проводить инспекционные обследования и проверки объектов;
  • давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устра-нении выявленных нарушений;
  • выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
  • привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.
Муниципальный жилищный контроль
Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Московский тракт, д. 19/1, тел. 52-61-61).
В принципе, задачи и права примерно те же, что и у Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.
Органы прокуратуры РФ
  • Прокуратура г. Томска (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14, тел. 53-40-71)
  • Прокуратура Кировского района г. Томска (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14, тел. 53-22-31)
  • Прокуратура Ленинского района г. Томска (634003, г. Томск, Иркутский тракт, 61/1, тел. 67-68-77)
  • Прокуратура Октябрьского района г. Томска (634049, г. Томск, Иркутский тракт, 61/1, тел. 67-73-77)
  • Прокуратура Советского района г. Томска (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14, тел. 53-15-20)
«Я буду жаловаться в прокуратуру!» — часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?
Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа — надзор за соблюдением прав и свобод человека.
Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей её могут скрывать) — по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить её в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передавать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.
Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.
Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!
У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из-за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.
Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если Вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА
Обращение в суд сегодня становится всё более популярной формой разрешения конфликта. С одной стороны, это требует времени и нервов, с другой — зачастую окончательную точку в деле может поставить только суд.
Однако при этом нужно помнить: судебное производство имеет немало своих правил, которые приходится соблюдать всем участникам процесса. Если не разбираться в них хотя бы на минимальном уровне, велик риск проиграть дело, даже если по сути Вы будете абсолютно правы. Поэтому зачастую люди нанимают адвокатов или юристов, которые могли бы представлять в суде их интересы.
Но наличие адвоката вовсе не обязательное условие. Каждый гражданин имеет право защищать свои права сам.
Гражданское судопроизводство (то есть именно то, под которое попадают обращения граждан относительно ЖКХ) проводится посредством специальной процедуры — гражданского процесса. Основной закон, который его регулирует, — Гражданский процессуальный кодекс РФ. В нем прописаны основные принципы и правила судопроизводства. Вот основные из них:
1. Правосудие в России осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Это означает, что в суде Вам никто не будет давать консультаций о том, как правильно себя вести и какие документы необходимо представить. Не будет он давать консультаций и ответчику. И истец, и ответчик приходят в суд и доказывают свою правоту имеющимися у них законными способами. Задача суда — определять, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне нужно их доказывать, и создавать условия для того, чтобы обе стороны могли максимально полно высказаться по сути вопроса. Кстати, процессуальные права и обязанности у истца и ответчика равны.
2. Важнейшее правило судопроизводства — обязанность доказывания.
Если Вы описываете в суде какие-то обстоятельства, Вы обязаны их доказать. Вас затопили соседи? Покажите акт. Управляющая компания выставляет счет за услуги, которые не совершает?
Предъявите квитанцию. И т. д. Если Вы не доказали какое-либо обстоятельство — значит, для суда его не существует в принципе.
3. Доказательства должны быть надлежащей процессуальной формы. Те, что получены с нарушением закона, не могут быть положены в основу решения суда.
Кроме того, отдельные обстоятельства могут доказываться только определенными доказательствами. Например, размер материального ущерба, причиненного заливом квартиры, может быть установлен только посредством заключения независимого оценщика или заключением судебно-оценочной экспертизы, но никак не свидетельскими показаниями соседей.
Как подать исковое заявление?
Существуют четкие требования к тому, как должно выглядеть исковое заявление в суд. Они содержатся в статьях 131, 132 Гражданского процессуального кодекса. В заявлении должны быть указаны:
1. Наименование суда, в который подается заявление.
2. Ф. И. О. истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.
3. Ф. И. О. ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
4. Описание того, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, его требования.
5. Описание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства.
6. Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
7. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.
8. Перечень прилагаемых к заявлению документов.

Этот перечень тоже имеет свой обязательный список. В него должны входить:
  • копии искового заявления по числу лиц, участвующих в деле;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Рассмотрение дела по существу
Судебное разбирательство — очень формализованный процесс, но это необходимо именно для того, чтобы ни одна из деталей дела не была случайно забыта или упущена.
Разбирательство начинается с объявления состава суда и проверки, все ли участники процесса явились на заседание. После этого председательствующий спрашивает у участников процесса или их представителей, имеются ли у них отводы по составу суда.
Затем участникам процесса разъясняют их права. Затем суд спрашивает, есть ли у участников ходатайства.
Следующим этапом суд приступает к исследованию доказательств: заслушивает объяснения истца, ответчика, третьих лиц, показания свидетелей, знакомится с заключениями экспертов, проводит консультации со специалистами, осматривает вещественные доказательства, просматривает видеозаписи и т. д.
Разбирательство дела, как правило, происходит не за одно заседание, а за несколько. На каждом из них должен быть один и тот же состав судей. Если по какой-то причине судью приходится заменить, разбирательство начинают с самого начала (чтобы новый судья мог максимально полно ознакомиться со всеми деталями процесса).
После того как все доказательства исследованы, наступает черед прений. Прения — это речи лиц, которые участвуют в процессе. Здесь нужно обосновать свою позицию по делу, ссылаясь на обстоятельства, которые подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, дать доказательствам свою оценку.
Затем суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Приняв и подписав его, суд возвращается в зал заседаний, и председательствующий (или один из судей) объявляет решение суда.
Как правило, решение вызывает вопросы либо у истца, либо у ответчика (а бывает, что и у обоих), поэтому председательствующий устно разъясняет, в чем состоит суть решения и в какие сроки его можно обжаловать.
Судебное решение
Как принимается решение? На чем основывается суд, вынося свой вердикт? Главное — это доказательства, которые предъявляют истец и ответчик. Кроме того, суд определяет, какие важные обстоятельства были установлены, а какие — нет, в каких правоотношениях находятся стороны и какой закон должен быть применен по делу.
Возможен вариант, что суд, изучив все обстоятельства, принимает решение, что заседание необходимо продолжить с целью изучения новых обстоятельств, потому что имеющихся слишком мало, чтобы вынести по ним окончательный вердикт.
Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.
А вот составление мотивированного решения (полного описания сути процесса и доводов, на основе которых суд пришел к тем или иным выводам) можно отложить, но не более чем на 5 суток.
Мировой судья имеет право вообще не составлять мотивированное решение, если никто из участников процесса не подал соответствующего заявления.
Подать его можно в течение 3 дней со дня оглашения резолютивной части (если лица или их представители присутствовали на заседании суда) или не позднее 15 дней (если не присутствовали).
*Справочная информация по срокам ограничения в предоставлении коммунальных ресурсов.
Электроснабжение
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
31(6). Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.
Водоснабжение и водоотведение (в части водоотведения требования отсутствуют)
СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) (ред. от 30.12.2015)
11.4. Расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории следует принимать согласно таблице 25. Для систем водоснабжения II и III категорий указанное в таблице время следует увеличивать соответственно в 1,25 и в 1,5 раза.
Расчетное время ликвидации аварий на трубопроводах различного диаметра и заложения
Диаметр труб, мм
Расчетное время ликвидации аварий на трубопроводах, ч, при глубине заложения труб, м
до 2
более 2
До 400
8
12
Св. 400 до 1000
12
18
Св. 1000
18
24
Примечания
1. В зависимости от материала и диаметра труб, особенностей трассы водоводов, условий прокладки труб, наличия дорог, транспортных средств и средств ликвидации аварий указанное время может быть изменено, но должно приниматься не менее 6 ч.
2. Допускается увеличивать время ликвидации аварии при условии, что длительность перерывов подачи воды и снижения ее подачи не будет превосходить пределов, указанных в 7.4.
3. При необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное в таблице время следует увеличивать на 12 ч.
4. Время ликвидации аварии, указанное в таблице: включает и время локализации аварии, т.е. отключение аварийного участка от остальной сети. Для систем I, II, III категорий это время не должно превышать, соответственно, 1 ч, 1,25 ч и 1,5 ч после обнаружения аварии.
7.4. Централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на три категории:
Первая категория. Допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 сут. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 мин.
Вторая категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 сут. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 ч;
Третья категория. Величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при первой категории; длительность снижения подачи не должна превышать 15 сут. Перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч.
Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории; от 5 до 50 тыс. чел. - ко второй категории; менее 5 тыс. чел. - к третьей категории.
Теплоснабжение
СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280).
4.2. Потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
Первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494. Например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.
Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:
жилые и общественные здания до 12 °C;
промышленные здания до 8 °C.
Третья категория - остальные потребители.

Приложение № 1
к Правилам предоставления
коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений
в многоквартирных домах
и жилых домов
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги
I. Холодное водоснабжение
Бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды:
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*)
II. Горячее водоснабжение
Бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно,
при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд;
продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
III. Водоотведение
Бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года допустимая продолжительность перерыва водоотведения:
не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно (в том числе при аварии)
IV. Электроснабжение
Бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года допустимая продолжительность перерыва электроснабжения:
2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
24 часа - при наличии 1 источника питания
V. Газоснабжение
Бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца
VI. Отопление
Бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода допустимая продолжительность перерыва отопления:
не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения;
не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C;
не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C
Обеспечение нормативной температуры воздуха:
в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C);
в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000)
Перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96).